суббота, 29 октября 2016 г.

"Богоизбранные" в роскоши на фоне нищих россиян.



У патриарха Кирилла есть свой «золотой кадровый фонд», представители которого не только стремятся воспроизводить царский образ жизни своего владыки (вплоть до дворцов, самолетов и личной охраны), но и обладают определенной неприкосновенностью. Они считают себя представителями новой российской элиты и даже формируют особую философию — гедонизм на почве идей личной богоизбранности. Сегодня наш рассказ — об одном из самых ярких представителей патриаршего «кадрового резерва» — митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, против которого собственная паства — с согласия властей республики — собирает масштабный митинг 30 октября.

Не учел специфику региона…

Целая пачка жалоб на нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) поступила на последнее заседание Синода Русской православной церкви Московского патриархата, которое состоялось 21 октября в московском Даниловом монастыре. Митрополит Феофан был назначен на Казанскую кафедру всего год назад. Но проявив себя жестким администратором и приверженцем демонстративно роскошного образа жизни, нажил себе массу врагов. И среди духовенства, которое он обложил поборами, в несколько раз превышающими те, что были при прежнем архиерее, и среди части национальной элиты. Татарстанские власти согласовали на 30 октября митинг недовольной православной общественности республики против митрополита Феофана. Спусковым механизмом нынешнего скандала в Казанской епархии стали массовые увольнения местного духовенства и особенно клинч Феофана с настоятелями крупнейших монастырей епархии, поддержанными местной властью.
Ключевой кадровый конфликт в Казанской епархии сейчас — это нежелание игумена Силуана (Хохиашвили) покидать возрожденный им Успенский монастырь в Свияжске, куда Феофан хочет назначить своего человека. «На остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым», — пишут местные СМИ. Лишь в прошлом году остров-град посетило более 260 тысяч туристов. И такие деньги пройдут мимо митрополита Феофана?
За вызывающе роскошный образ жизни Феофана критикуют практически в любой епархии, которой он управляет. А таких епархий накопилось уже пять. Так, духовенство Ставропольской епархии в августе 2007 года жаловалось тогда еще патриарху Алексию II «об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея… Чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции».
С подобной же критикой Феофан столкнулся в 2011 году в Челябинской епархии, куда, по рассказу агентства «Ура.ру», он въехал «на новенькой немецкой иномарке — Audi A8 4.2 FSI quattro». Машина была куплена в московском автосалоне «Ауди Центр Юг», на сайте которого указано, что ее стоимость начинается от 4 млн 512 тыс. 700 рублей. На первой же пресс-конференции после назначения главой Челябинской епархии Феофан предстал перед журналистами в дорогих швейцарских часах Vacheron Constantin с ремешком из кожи аллигатора за 15 тыс. евро (это было еще ДО скандала с патриаршими часами Breguet).
Сейчас татарстанская пресса с жаром описывает роскошный особняк площадью в 1600 кв. метров в элитном поселке Петровский под Казанью, где постоянно проживает Феофан и где он в июле нынешнего года принимал патриарха Кирилла. Особняк окружает участок площадью 2500 кв. метров с кадастровым номером 16-50-172118-9. Формально вся эта недвижимость, оцениваемая казанским изданием «Бизнес-Online» в 150 млн рублей, принадлежит Самойленко Татьяне Викторовне — казначею епархии и супруге секретаря Феофана протоиерея Владимира Самойленко. Эта супружеская чета переезжает вместе с митрополитом из епархии в епархию.
Группа клириков и мирян Татарстанской митрополии обратилась в «Новую» с жалобой: «Со сменой митрополита епархиальный налог вырос в 5 раз. Для многих это неподъемная ноша. К тому же г-н Ашурков распорядился прекратить всякую самостоятельность в вопросах приобретения церковной утвари и литературы, монополизировав этот рынок. Теперь все и всё централизованно закупают в епархиальном магазине с тройной накруткой. Также и подписываются все и на всю церковную периодику. Стоит отметить, что оплата товара покупателями, т.е. приходами и монастырями, производится строго по полной предоплате. А вот поставщики товара вынуждены ожидать оплаты неделями, а то и месяцами».
Сравнивая этот текст с жалобами бывшей паствы Феофана из Челябинска, можно заметить, что «ставки растут»: «Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана.Ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас — 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги. Все решения принимает единолично. При Иове был епархиальный совет, там решались конфликтные вопросы, сейчас совет не действует. А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе» («Ура.ру»).

Базис и надстройка

Начало бизнес-успеху Феофана было положено в начале 90-х в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии, когда весь отдел, вдохновляемый напористым председателем Кириллом, почти только бизнесом и занимался. В многочисленных публикациях СМИ того времени Феофан упоминается в связи с историями про ввоз в РФ сигарет без акцизов под видом «гуманитарной помощи для церкви», про деятельность банка «Пересвет», про алмазный бизнес компании «Артгемма», про покупку и продажу за 2 млрд супермаркета «Скобелевский» в Москве, про торговлю нефтью по квотам, которые правительство выделяло Московской патриархии. «Новая» писала и о том, как за несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал «спасать российские интересы» не кто иной, как Феофан.

Но по-настоящему Феофан поднялся на туристическом бизнесе (отчасти под видом паломнического). По сведениям доктора исторических наук Сергея Бычкова, исследовавшего эту тему, основными направлениями турбизнеса компаний, связанных с именем Феофана, были Греция, Италия и Израиль. В 1999 году, незадолго до загадочной ссоры с Кириллом, Феофан смог через него организовать письмо патриарха в правительство РФ с просьбой о передаче РПЦ под «паломнический центр» гостиницы «Университетская» на Воробьевых горах в Москве. Тогдашний Москомимущества категорически не хотел отдавать прибыльный отель, но церковные представители его все-таки отжали.
На вырученные прежде всего от туристического бизнеса капиталы Феофан купил предположительно пятикомнатную квартиру на Старом Арбате, рядом с Плотниковым переулком. Автор этих строк, проходя мимо «Плотников-паба», имел удовольствие наблюдать плотную фигуру митрополита за кружкой пива в этом уютном заведении в компании деловых партнеров. По сведениям Бычкова, Феофан якобы также выстроил по индивидуальному проекту коттедж на Николиной Горе (кооператив «Уборы»).

Очень доверенное лицо

Безусловно, Феофан является одним из богатейших иерархов РПЦ МП. В этом месте принято вспоминать о «монашеском обете нестяжания», но в случае с нашим героем монашеские обеты закончились почти 40 лет назад в Святой земле. Дело было так.
В общегражданском паспорте нашего героя написано, что зовут его Иван Андреевич Ашурков, а родился он 21 мая 1947 года в Дмитриеве-Льговском Курской области. Светское образование митрополита ограничивается ремесленным училищем, где он получил профессию слесаря-электрика. Зато духовное, помимо семинарии, включает академию, аспирантуру и степень кандидата богословия. Свою духовную карьеру Феофан начал рано и успешно: в 1973 году, в 26-летнем возрасте, он принимает постриг в Троице-Сергиевой лавре, в 1976-м рукополагается в иеромонахи у митрополита Ювеналия, тогдашнего председателя ОВЦС, а еще через год, всего в 29 лет, направляется в Израиль сотрудником Русской духовной миссии. Заметим, что в те годы СССР не имел дипломатических отношений с Израилем, а почти вел с ним войну, так что молодому человеку надо было стать очень «доверенным лицом», чтобы получить такое назначение. И аккуратно выполнять возложенные на него на вражеской территории обязанности.
Однако, как водится, «воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку». Протодиакон Андрей Кураев свидетельствует: «16.07.1982 Феофана вернули простым монахом в Лавру. Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Варвару в ее родной киевский Покровский монастырь. Причем официальная ее биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу — хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским — что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом» («Живой журнал» о. Андрея). К этой трогательной истории остается лишь добавить, что этим делом будущая игуменья занималась в заботливо купленном для этого Феофаном домике в Александрове — как раз на полпути от Троице-Сергиевой лавры до Толгского монастыря в Ярославле — места ее будущего игуменства. В романе Натальи Бабасян «Целибат», ставшем уже церковной классикой, упоминается герой под именем Феофила — архимандрита с вполне сложившейся репутацией: «Феофил у нас — человек любвеобильный. Где ни появлялся, везде деток после себя оставлял».

Кадровый вопрос и тяжелый характер

После трехлетней опалы ценный «выездной» кадр направляется в Аргентину — секретарем тамошнего экзархата РПЦ МП, состоявшего всего из 2–3 приходов, но игравшего важную церковно-политическую роль. Там он безуспешно пытался стать преемником архиепископа Платона, чтобы возглавить экзархат, но был отозван в Москву и назначен представителем патриарха в Дамаске. С 1993 года Феофан — заместитель митрополита Кирилла в ОВЦС. Однако в 1999 году в высших эшелонах ОВЦС происходит некий разлом, причины которого не до конца известны. Разлом прошел между Кириллом и его первым замом митрополитом Климентом (Капалиным), который вскоре ушел из ОВЦС и стал управляющим делами Московской патриархии. Очевидно, стареющий патриарх Алексий II искал какой-то противовес слишком жестко рвавшемуся к высшей церковной власти Кириллу и спустя 10 лет, в 2009-м, именно Климент стал единственным соперником Кирилла на заключительном туре патриарших выборов. Поссорившись с Кириллом, Феофан, вместо того чтобы получить давно ожидавшийся им архиерейский сан, опять поехал представителем патриарха в Дамаск. Такое вторичное назначение считается в РПЦ понижением.

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий