четверг, 15 декабря 2016 г.

В России могут ввести лотерею грин-карт.


Депутаты законодательного собрания Ленинградской области предложили разыгрывать вид на жительство в России в специальной лотерее для иностранных граждан. 

О подготовке соответствующего законопроекта, который в скором времени должен поступить на рассмотрение в Госдуму, сообщило РИА «Новости».

Документ, как отмечается в пояснительной записке, «устанавливает систему мер, направленных на содействие добровольному переселению иностранцев в Россию». В случае его принятия в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» потребуется внести ряд поправок.
Что касается условий «розыгрыша», то здесь есть несколько требований. Во-первых, к участию в лотерее будут допускаться лица старше 18 лет, с образованием не ниже среднего. Во-вторых, перечень стран, гражданам которых разрешат таким образом испытать фортуну, утверждается правительством РФ. Сами разработчики считают, что это должны быть государства с низким уровнем эмиграции
Еще два немаловажных момента — лотерея будет бесплатной. А вот на победителей предполагается устанавливать ежегодную квоту.
Формат предлагаемой лотереи очень напоминает формат американской грин-карты. Она тоже гражданства не дает, но предоставляет возможность жить и работать в США на законных основаниях.
Другое дело, кому из иностранцев в этом смысле будет интересна Россия?
— Необходимо понимать, что США — это одна из самых миграционно привлекательных стран мира, — комментирует идею депутатов заведующая Центром по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова МГУ Ольга Чудиновская. — Каждый год десятки тысяч людей принимают участие в розыгрыше американской грин-карты, и, действительно, кто-то из них получает право проживать в Америке. Правда, при этом применяются определенные фильтры по гражданству соискателей, и время от времени эти фильтры меняются. Сначала одной стране закрывается доступ к участию, потом — другой.
Россия — это совсем другая история. Мы привлекательны только для постсоветского пространства и больше ни для кого. Надо отдавать себе отчёт в том, что вряд ли мы сможем как-то упростить или сделать более внятным наш миграционный режим, если введем сейчас эту лотерею.
У нас проблема в том, что каналов долгосрочной миграции, кроме как участие в программе переселения соотечественников, нет вообще никаких. А то, что предлагают ленинградские депутаты — это подмена цивилизованного, нормального пути законотворчества какими-то странными инициативами, навеянными непонятно чем.
Нам следует давно уже сделать совершенно внятные и прозрачные программы долгосрочной миграции для людей, имеющих определенные профессии, определенный уровень квалификации. Не зацикливаться только на русском тренде или только на русских. Есть ведь и люди, которые могут говорить по-русски, но не являются этническими русскими — Советский Союз был для всех когда-то общей Родиной.
Сегодня врачи, инженеры из бывших союзных республик должны приезжать, покупать патент, проходить многочисленные бюрократические процедуры, чтобы иметь возможность работать в России. Почему не создать для них нормальные, внятные программы по упрощенной миграции и долгосрочного проживания — т.е. получения вида на жительства и разрешения на временное проживание с перспективой российского гражданства?
Сейчас быть иностранцем в России очень некомфортно. И поэтому даже те, кто приедет сюда по этой лотерее, получив вид на жительство, тут же столкнутся с целым рядом неудобств.
Почему мигранты стремятся всеми правдами и неправдами быстрее получить гражданство? Потому что, только получив российский паспорт, можно более-менее свободно вздохнуть, находясь на нашей территории.
«СП»: — В чем неудобство, поясните.
—  Иностранцам — хоть с видом на жительство, хоть с РВП (Разрешение на временное пребывание — ред.) — неудобно все равно. Все время какие-то обременения с точки зрения свободы перемещения, места жительства. Постоянная регистрация, уведомления, что ты здесь находишься, проживаешь, никуда не уехал.
Был прецедент, когда человек с видом на жительство не отметился вовремя в территориальных органах, после чего ему закрыли въезд и собирались уже применить меры административного выдворения. Потребовалось вмешательство Конституционного суда.
Совершенно по-другому надо подходить к реформе нашего миграционного права. Не выдумывать что-то малоприменимое. А совершенствовать обычные рутинные механизмы, которые вполне эффективно работают в странах Европы. В частности, делать нормальные, внятные каналы миграции на длительное проживание для тех, кто реально нужен России — кто обладает нужными профессиями, нужным уровнем квалификации.
«СП»: — А что мешает?
— Мешает только то, что у нас кому-то в свое время пришло в голову, что собирать мы должны только «русский мир». Была создана в 2006 году госпрограмма по содействию переселению соотечественников. Но везде идет подмена понятий. Потому что такое расширенное определение соотечественников позволяет участвовать в этой программе всем абсолютно — русским и нерусским. Формально они все соотечественники.
Но зачем заставлять людей преподносить себя как соотечественников, если они могут переехать на экономических основаниях, и спокойно сами себе зарабатывать на жизнь, сами оплачивать переезд, а не втискиваться в эту программу только потому, что благодаря ей можно быстро получить российское гражданство.
У нас гражданство является единственной «козырной картой» для того, чтобы привлекать мигрантов. Что в корне неправильно.
«СП»: — Почему?
— Потому что люди должны иметь право сохранять свое гражданство и законно, комфортно жить в стране своего постоянного проживания — мы говорим сейчас о России. Пусть они сохраняют гражданство Киргизии, Молдавии, Казахстана и т. д., но имеют возможность достойно и спокойно здесь проживать и работать. Не дергаться каждый год, что надо пойти уведомить кого-то. А если хочешь переехать в другой регион, то придется опять пройти кучу инстанций…
Ведь в зарубежной практике — в тех же США — люди, имеющие вид на жительство, достаточно большими правами обладают. У них нет такой острой необходимости обязательно получить гражданство. В России же иностранцу жить сложно.
У нас в принципе концепция миграционного права неправильная. Все фокусируется на внесении поправок в отношении каких-то временных форм миграции и гражданства. А блок «постоянного проживания» абсолютно не развит. Вот давайте с этим сначала разберемся, а уже потом будем придумывать какие-то лотереи.
«СП»: — Но у нас и существующие законы часто не исполняются. Граждане бывших союзных республик, работающие в нашей стране, вид на жительство не могут получить годами. Даже те, кто вынужден был сюда перебраться после известных событий на Украине…
— Да, это так, к сожалению. Хотя для переселенцев из Украины можно было бы создать какой-то отдельный канал миграции. Не только для тех, кто приехал из юго-восточных регионов. Но и из других областей. Мы ведь знаем: многие люди там сталкиваются, если не с преследованием, то с большими проблемами, когда они не разделяют точку зрения официальных властей.
Но пока что у нас временное убежище получили только вынужденные переселенцы из Донецкой и Луганской областей. Остальные, действительно, не имеют возможности на легальных основаниях спокойно проживать. То есть, все время какая-то суета, какая-то стрессовая ситуация для того, чтобы получить или подтвердить свой легальный статус.
При этом, мне, например, вообще непонятно, как формируются у нас квоты на РВП (вид на жительство после этого уже автоматически выдается). Но получить РВП сложно, а других каналов, кроме как влезть в программу переселения соотечественников, фактически не остаётся.
Лотерея — это нулевой вариант. Ну, объявят, допустим, повышенную квоту для граждан США, Германии и Франции. Но я не могу себе даже представить, сколько человек из этих стран захотят такой возможностью воспользоваться.
Основной поток — это бывшие республики СССР, откуда и так люди пока сами к нам едут. И надо им просто не мешать, на законных основаниях предоставлять статус постоянного жителя. Пусть получают допуск к рынку труда без тех обременений, с которыми сейчас они сталкиваются.
«СП»: — Владимир Путин, кстати, не так давно потребовал упростить процедуру получения гражданства РФ для выходцев из бывших союзных республик. Он назвал ее «слишком забюрократизированной».
— Гражданство как раз у нас можно получить слишком легко. У нас трудно быть иностранцем с легальным статусом. Поэтому гражданство становится разменной картой — вот в чем проблема. Человек приезжает, «влезает» в госпрограмму переселения — или подает документы на участие в ней, еще находясь за рубежом — и через три года уже получает российский паспорт. Люди даже не успевают интегрироваться толком, не успевают понять, хорошо им тут жить, могут они жить в России или нет.
У нас 99,9% людей, получающих гражданство, делают это в упрощенном порядке — т.е. не более трех лет проходит с момента прибытия в страну до момента получения паспорта. В Европе надо прожить от пяти до десяти и более лет, чтобы получить гражданство.
Дальше упрощать здесь просто некуда.
Сейчас половина новых россиян — это как раз участники госпрограммы. И процентов двадцать — это те, кто заключает браки. В значительной части, думаю, фиктивные. Если в 2009 года примерно семьсот человек только получили гражданство РФ в качестве супругов, то в прошлом году уже тридцать тысяч.
Но их даже упрекать в этом сложно. Когда нет нормальных программ для цивилизованного переезда на длительное проживание, естественно, люди пытаются быстрее получить гражданство и уже фактически с «черного хода» въехать в Россию. Въехать и остаться здесь жить, чтобы никто уже их не дергал с этими перерегистрациями.
В общем, я считаю, что закон о гражданстве надо бы пересмотреть, но отнюдь не в сторону упрощения.
И, конечно, гражданство в таком массовом порядке не должно становиться главным аргументом в повышении привлекательности России. И не должно так легко доставаться людям. То есть, надо все-таки дать им возможность пожить, интегрироваться, как-то себя здесь проявить. Чем-то заслужить это гражданство. А у нас — записывайтесь в соотечественники или заключайте брак. Все, автоматом тебе это гражданство уже обеспечено.
Где селективный подход? Мы все говорим, что нам нужны образованные и грамотные люди, а лотерея, она и есть лотерея — неизвестно, кто туда еще попадет.
Словом, что делать, в общем-то, понятно. Но почему это не делается, это уже другой вопрос…
В Госдуме, куда подготовленные депутатами Заксобрания поправки должны поступить на согласование, к инициативе коллег тоже отнеслись критически.

— Это слишком серьезный вопрос, чтобы доверять его лотерее. Вид на жительство, вообще допуск людей в страну, должен решаться на основе объективных критериев. Во-первых, с точки зрения национальной безопасности, а во-вторых, насколько они полезны, — заявил РИА «Новости» первый замглавы думского комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов. По его мнению, отдавать миграционную политику «на откуп лотерее, случайным силам» — «совершенно негосударственный подход».

1 комментарий: